• Кейсы и публикации
  • О компании
  • Контакты
Что вы ищете
    Расходы на перелет, если в месте пересадки работник провел выходные
    Консалтинг

    Расходы на перелет, если в месте пересадки работник провел выходные

    Стельмашонок Светлана Леонидовна
    Налоговый консультант
    Рассмотрим проблему учета расходов на перелет командированного работника до места пересадки и из места пересадки в составе расходов на проезд в командировке в целях налогообложения прибыли, если работник направился в пересадочный пункт на два выходных дня ранее даты начала командировки и возвратился из командировки позднее даты ее окончания, оставшись в пересадочном пункте также для проведения выходных.

    Служебная командировка – поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ)).

    Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом в Постановлении Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (далее – Положение № 749).
    Так, под местом постоянной работы сотрудника понимается место расположения организации (обособленного структурного подразделения  организации)  в  соответствии  с трудовым  договором  (п. 3 Положения № 749).

    Днем выезда в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки – дата прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы (п. 4 Положения № 749).

    По общему правилу фактический срок пребывания работника в командировке определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из командировки (п. 7 Положения № 749).

    Работодатель возмещает расходы на проезд работника в командировку и обратно, а также иные расходы, произведенные работником, с разрешения или ведома работодателя, в порядке и размере, утвержденным коллективным договором или локальным нормативным актом (например, положением о командировках) (ст. 168 ТК РФ, п. 11 Положения № 749).

    Работник, возвращаясь из командировки, в течение трех дней должен предоставить авансовый отчет об израсходованных суммах с приложением к нему обосновывающих документов, в частности документов, подтверждающих расходы на проезд, связанный с командировкой (п. п. 11, 26 Положения № 749).

    С точки зрения налогового законодательства расходы на перелет к месту командировки и обратно к месту постоянной работы уменьшают налог на прибыль на дату утверждения авансового отчета как прочие расходы (пп. 12 п. 1 ст. 264, пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ). При этом есть обязательное условие – данные расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода (пп. 12 п. 1 ст. 264, пп. 5 п. 7 ст. 272, п. 1 ст. 252 НК РФ).

    Как видно из приведенных норм, законодательство предъявляет требование к работодателю возместить расходы работнику на проезд к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Соответственно, по нашему мнению, независимо от того, задержался работник в пересадочном пункте или нет, расходы на проезд ему необходимо компенсировать при наличии подтверждающих документов.

    Другое дело – как должны быть оформлены дни нахождения работника в пересадочном пункте.

    В этой связи интересны выводы, сделанные Минфином РФ в письмах от 13.06.2017 № 03-03-РЗ/36418 и от 11.08.2014 № 03-03-10/39800.

    На вопрос о налогообложении расходов на командировку, если срок пребывания работника в месте командировки превышает ее срок, Минфин РФ отвечает, что расходы на приобретение проездного билета для проезда работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы в выходные дни, предшествующие дню начала командировки, или в выходные дни, следующие за датой окончания командировки, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

    При этом указанные расходы включаются в налоговую базу по налогу на прибыль, если задержка выезда командированного из места командировки (либо более ранний выезд работника к месту назначения) произошла с разрешения руководителя, подтверждающего в соответствии с установленным порядком целесообразность произведенных расходов.

    Однако если срок пребывания в месте командирования значительно превышает срок, установленный приказом о командировании (например, в случае, если сразу после окончания командировки работнику предоставляется отпуск, который он проводит в месте командирования), имеет место получение работником экономической выгоды, предусмотренной ст. 41 НК РФ, в виде оплаты организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы.

    Если же работник остается в месте командирования, используя выходные или нерабочие праздничные дни, оплата организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы не приведет к возникновению у него экономической выгоды. Тот же подход используется и в случае выезда работника к месту командировки до даты ее начала.

    Аналогичный подход в части трактовки возникновения экономической выгоды у сотрудника в рассматриваемой ситуации озвучен и в более поздних письмах Минфина РФ от 21.10.2020 № 03-15-06/91634 и от 22.02.2019 № 03-04-06/11746.

    В рассматриваемой ситуации работник задержался на выходные дни в месте пересадки, необходимой для осуществления проезда в обоих направлениях.

    В Письме Минфина РФ от 09.04.2012 № 03-03-07/20 рассматривается вопрос уменьшения налоговой базы в случае предоставления работником документов на проезд от места командировки до пересадочного пункта. Организация отказывается компенсировать работнику данные расходы, аргументируя это отсутствием проездных документов из места пересадки до места работы. Контролирующий орган не соглашается с подобным подходом. По мнению Минфина РФ, «в рассматриваемом случае в состав расходов для целей налогообложения прибыли могут быть включены затраты на приобретение билета из места проведения командировки до места пересадки», так как расходы документально подтверждены и обоснованы, а обязанность работодателя – возместить расходы, связанные с проездом из командировки (п. 1 ст. 252, пп. 12 п. 1 ст. 264, ст. 168 ТК РФ). По нашему мнению, в письме не рассматривается вопрос возможной компенсации расходов из места пересадки до постоянного места работы по причине отсутствия подтверждающих документов, Минфин РФ ничего не говорит о том, что такая компенсация с точки зрения налогообложения невозможна.

    Выявить более поздние комментарии контролирующих органов по вопросу учета расходов на проезд при исчислении налога на прибыль в аналогичной ситуации нам не удалось.
    Однако по вопросу трактовки понятий «места командировки» и «пункта пересадки» с точки зрения трудового законодательства представляют интерес решения судов различных инстанций от 2019 года.
    При рассмотрении заявления Управления Федеральной антимонопольной службы  по Ростовской области (далее – Управление) о признании недействительными пунктов предписания Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее – Казначейство) в части оплаты командировочных расходов, произведенных за рамками, установленной приказом Управления продолжительности служебной командировки, Арбитражный суд поддержал решение суда апелляционной инстанции, вставшего на сторону Управления (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.07.2019 № Ф08-6210/2019 по делу № А53-25883/2018).

    Суть дела заключалась в том, что, по мнению Казначейства РФ, пребывание сотрудника Управления в командировке сверх установленного приказом о командировании срока без признания работодателем соответствующей необходимости является неправомерным, а действия Управления по возмещению сотруднику транспортных расходов, произведенных за рамками установленной продолжительности служебной командировки, - недобросовестными.

    Суды признали позицию Казначейства РФ необоснованной, указав, что в случае направления в служебную командировку сотрудника работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Выходные и праздничные дни - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Пребывание работника в выходной или праздничный день в месте командировки (пункте пересадки), хотя сама командировка еще не началась или уже закончилась, не влияет на компенсационный характер выплаты на транспортировку к месту командировки или из места командировки.

    При этом отметим, что Верховный Суд РФ отказал Казначейству РФ в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (Определение ВС РФ от 15.11.2019 № 308-ЭС19-21529 по делу № А53-25883/2018).

    ВС РФ еще раз подчеркнул, что пребывание работника в выходной или праздничный день в месте командировки (пункте пересадки), вне зависимости от даты ее начала или окончания, не влияет на компенсационный характер выплаты на транспортировку к месту командировки или из места командировки, и сделал также акцент на том, что Казначейством РФ не представлено доказательств того, что приобретение билета на дату окончания командировки (а не спустя два выходных дня, как было осуществлено по факту) способствовало бы достижению заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

    В рассматриваемой нами ситуации, приведенные решения судов интересны тем, что суды не разделяют понятия «место командировки» и «пункт пересадки» при отнесении расходов работника на проезд к месту командировки и обратно к компенсационным расходам на проезд в рамках командировки в случае более раннего выезда или позднего возврата за счет выходных дней. То есть с точки зрения трудового законодательства не имеет значения, где задержался работник: в месте командировки или в месте пересадки. Данные расходы должны быть компенсированы работнику в рамках командировочных расходов, при этом не имеют значения даты выезда после и до начала выходных дней, не имеет принципиального значения и то, где на выходные задержался работник в процессе следования в обоих направлениях. Работодатель все равно бы понес эти расходы, у работодателя не возникает экономии в результате выезда в дни начала или окончания командировки по сравнению с более ранней или поздней датой в рамках выходных дней.
    Таким образом, по нашему мнению, налогоплательщик может учесть для целей налогообложения прибыли расходы на билеты до места пересадки и из места пересадки с задержкой пребывания в пункте пересадки на выходные дни, если дополнительно для обоснования расходов по налогу на прибыль и во избежание возможных претензий контролирующих органов заручится решением руководителя об экономической целесообразности приобретения таким образом билетов. Особенно, если такой перелет будет дешевле или аналогичен по цене перелету с пересадкой в один день. В этой связи целесообразно будет приложить объяснительную записку работника на имя руководителя, на основании которой руководитель согласовывает возмещение расходов на проезд.

    Однако отметим, что учитывая то, что нам не удалось выявить официальных разъяснений по вопросу компенсации расходов на проездные билеты в случаях, когда в место пересадки сотрудник выехал в выходной день, совсем исключить риск спора с контролирующими не представляется возможным. При этом считаем, что наличие вышеизложенной позиции Верховного суда РФ Общество может использовать в качестве дополнительных аргументов в защиту своей позиции при учете для целей налогообложения данных расходов.



    Водоканал отказывается заключать контракт по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ
    Оплата проезда несовершеннолетним детям сотрудников, работающих в районах Крайнего Севера
    Дни отдыха для работников-доноров
    Оплачиваемый отпуск для получения второго среднего образования работника
    Страховые взносы с социальных выплат: быть или не быть?
    Можно ли не «потерять» НДС с основных средств при переходе с ОСНО на УСН?
    Как учесть приобретенный долг?
    Когда исключение из ЕГРЮЛ - не повод списать задолженность в налоговом учете
    Должен ли индивидуальный предприниматель вносить в банк все полученные от осуществления деятельности наличные денежные средства
    Что необходимо знать организации при утилизации списанных материально-технических ценностей.
    Документальное оформление перевозки до СВХ
    Предупредительные меры по травматизму. Порядок зачета страховых взносов